#

Наши услуги

Отзывы

Ошибка базы данных.

#


Реферат История развития естествознания

  • Тема: История развития естествознания
  • Автор: Валерий
  • Тип работы: Реферат
  • Предмет: Естествознание
  • Страниц: 15
  • Год сдачи: 2006
  • ВУЗ, город: МГПУ(Москва)
  • Цена(руб.): 500 рублей

Введение
Согласно основным точкам зрения наука это:
· совокупность знаний и деятельность по производству этих знаний;
· форма общественного сознания;
· социальный институт;
· непосредственная производительная сила общества;
· система профессиональной подготовки и воспроизводства кадров.
Существуют различные точки отсчета развития науки:
· наука, как система подготовки кадров существует с середины19 века;
· как непосредственная производительная сила общества со второй половины 19 века;
· как институт в новое время;
· как знания и деятельность по производству этих знаний с начала человеческой культуры.
Актуальность темы заключается в том, что наука это сложное многогранное общественное явление. Вне общества наука не может ни возникать, ни развиваться. Но наука появляется тогда, когда для этого создаются особые объективные условия: четкий социальный запрос на объект знания; социальная возможность выделения отдельной группы людей, чьей главной задачей становится ответ на этот вопрос; начинавшееся разделение труда внутри этой группы; накопление знаний; навыков, познавательных приемов, которые и подготавливают процесс распространения и нового вида знания объективных общезначимых истин науки.
Совокупность условий, а также появление в культуре человеческого общества самостоятельной сферы, отвечающей критериям научности, складываются в Древней Греции в 17-18 веках до нашей эры. Именно между 7- 4 веками до нашей эры накопленные греками знания, появляются характеристики и свойства, которые позволяют говорить о греческом комплексе знаний о природе как о науке. Все науки и научные теории выражают на базе определенных научных доктрин. Образуются правовые и политические институты с принципами человеческого достоинства, защиты его прав и свобод, имущества и других интересов.
Люди, входящие в интеллектуальную сферу мели право выражать свои мнения и различные научные предположения и высказывания. Так появилась наука как доказательное мышление и знание.
1. Естествознание в античной Греции и средние века

Эпоха Средневековья берет свое начало в 478 году нашей эры с момента завоевания немецкими варварами Рима и падения римской империи. Продолжалась более1000 лет закончилась в середине 15 века.
Во времена Средневековья любое занятие наукой и естествознанием было запрещено под страхом смерти. Святая инквизиция обвиняла в еретичестве и колдовстве всех, кто занимался наукой. Сотни людей были сожжены на костре, уничтожены сотни тонн античной научной литературы.
В средневековом сознании доминировали ценностно-эмоциональные отношения к миру над познавательно-рациональными. Именно поэтому точкой отсчета в духовном освоении мира выступали ценностные противоположности - добро и зло, небесное и земное, божественное и человеческое, святое и грешное и др. Вещь, попавшая в сферу отражения, воспроизводилась прежде всего с точки зрения ее полезности для человека, а не в ее объективных связях. Аналогичным образом человек характеризовался прежде всего не его объективными чертами (деловитостью, активностью, способностями), а через сословно-иерархические ценности: престиж - авторитет - власть и др.
Стержнем средневекового сознания выступало религиозное мировоззрение, в котором истолкование всех явлений природы и общества, их оценка, а также регламентация поведения человека обосновываются ссылкой на сверхъестественные силы. Представление о сверхъестественных силах было порождено как практическим бессилием человека перед природой (неразвитость производительных сил, сельскохозяйственный и ремесленный характер производства), так и стихийным характером социально-классовых процессов, процессов общения (социальный гнет, социальная несправедливость, непредсказуемость жизненных ситуаций и др.).
Выделяя себя из природы, но еще не противопоставляя себя ей полностью, средневековый человек и не формулирует своего отношения к природе как самостоятельной сущности. В качестве такого определяющего отношения для него существует другое отношение - к Богу, а отношение к природе вторично и производно от отношения к Богу. Знание природы подчинено "чувству Божества". Природа рассматривается им как сфера, созданная, творимая и поддерживаемая всемогущим и всевидящим Божеством, абсолютно зависящая от него, своими предметами, их поведением реализующая его волю во всем (в том числе и в отношении воздействия на людей, их судьбу, социальный статус, жизнь и смерть). Природа - проводник воздействия на людей Божьей воли, вплоть до того, что она есть и средство их наказания.
Для средневекового человека природа - это мир вещей, за которыми надо стремиться видеть лишь символы Бога. Поэтому и познавательный аспект средневекового сознания был направлен не на выявление объективных свойств предметов зримого мира, а на осмысление их символических значений, т. е. их отношения к Божеству. Познавательная деятельность была по преимуществу толковательной, оценочной, опиралась на иерархизированную и субординированную систему ценностей, ценностное сознание.
Таким образом, средневековое сознание не ориентировано на выявление объективных закономерностей природы. Его главная функция - сохранение ценностного равновесия человека и мира, субъекта и объекта. К концу ХII - началу ХIII веков наметился "исторический рывок" средневековой Западной Европы, в основе которого лежало развитие производительных сил (как в сельском хозяйстве, так и в ремесле). Происходит целая "технологическая революция" в агротехнике - появляется тяжелый колесный плуг, боронование, совершенствуется упряжь тягловых животных, что позволяет в 3-4 раза увеличить нагрузки, появляется трехпольная система земледелия, совершенствуется земельно-хозяйственная кооперация, осваиваются новые источники энергии - сила воды и ветра, распространяются водяные и ветряные мельницы и др. Изобретение кривошипа и маховика механизирует многие ручные операции. Рационализируется организация хозяйственной деятельности (особенно в монастырях). Избыточное производство сельскохозяйственной продукции стимулирует развитие торговли, ремесленного производства. Нарастает тенденция урбанизации. Складываются центры мировой торговли (Венеция, Генуя), "миры-экономики". Формируется дух уважительного отношения к физическому труду, к деятельности изобретателей, инженеров: дух изобретательности и предприимчивости все в большей степени пронизывает культурную атмосферу общества. Превращение физического труда в ценность, в достойное занятие открывает путь к его рационализации. Тяжесть физического труда осознается как нечто нежелательное; формируется представление о необходимости поисков путей его облегчения и высвобождения свободного времени.
Накопление рациональных знаний о природе началось еще в первобытную эпоху. В практической повседневной деятельности первобытный человек накапливал стихийно-эмпирические знания о географической местности, в которой он проживал, о животных, растениях, о самом себе. Первобытный человек не только накапливает знания о флоре и фауне, но и начинает их классифицировать. В далекой древности зарождается и первобытная медицина. Но научным познание природы становится только в эпоху цивилизации. Уже в цивилизациях Древнего Востока формируются предпосылки генезиса естествознания.
В древнегреческой культуре в УП веке до н.э. формируется идея о необходимости получения доказательного, обоснованного и систематического знания о мире, послужившая исходной основой для превращения донаучного познания природы в научное. В античной культуре происходит формирование первой научной картины мира, концентрированно воплощенной в механике, физике и космологии Аристотеля и геоцентрической сстеме Птолемея.
В Средние века стихийно-эмпирическое познание природы во многом, хотя и не полностью, превращается в придаток теологии и схоластики ( астрология. алхимия и др.). Вместе с тем средневековье характеризуется и продолжением накопления эмпирических фактов и обобщений, технического опыта и мастерства. Достижения античной науки сохраняются в университетах Западной Европы.
Формируются экспериментальный и дедуктивный методы познания. Гелиоцентрическая система мира Коперника (1543) была началом формирования классического естествознания, решительным шагом в освобождении познания природы от диктата богословия, революционным актом, которым исследование природы заявило о своей независимости. Труд Коперника положил начало научной революции ХУ1-ХУП веков, основным содержанием которой явилось создание классической механики как первой фундаментальной естественнонаучной теории ( работы Кеплера, Галилея, Ньютона и других).
В ХУШ в. естествознание вступает в эпоху эволюционного развития. В первой половине ХУШ в. происходило утверждение классической механики в качестве господствующей теории в системе естествознания. Оно осуществлялось по двум главным направлениям. Первое связано с обоснованием принципов теории и совершенствованием ее математического аппарата (разработка аналитического аппарата механики в трудах Л. Эйлера, Ж. Даламбера, Д. Бернулли, Ж. Лагранжа и др.). Второе - с утверждением системы методологических установок классической механики, которое в первой половине ХУШ в. осуществлялось, прежде всего, в борьбе ньютонианства с картезианством (учением Р. Декарта). На базе методологических установок классической физики и классической астрономии складывалась вторая научная картина мира.
Введение 3
1. Естествознание в античной Греции и средние века 4
2. Становление и развитие химической картины мира 8
3. Становление биологии как науки 12
Заключение 15
Список литературы: 16
1. Бергсон А. Творческая эволюция. - М.: Канон-Пресс, 1995.
2. Вернадский В.И. О науке. - Дубна: «Феникс», 1995.
3. Виргинский В.С., Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники. - М., Просвещение, 1993.
4. Гейзенберг В. Физика и философия: часть и целое. - М., 1989.
5. Денисов С.Ф., Дмитриева Л.М. Естествознание и технические науки в мире культуры. - М., 1999.
6. Естествознание - системность и динамика (методологические очерки). Сб. Отв. Ред. Е.А. Мамчур. - М., 1990.
7. Карнап Р. Философские основания физики. - М., 1971.
8. Кедров Б.М. Предмет и взаимосвязь естественных наук. - М., 1967.
9. Кохановский В.П. Философия и методология науки. Ростов-Дон, 1999.
10. Кочергин А.Н. Методы и формы научного познания. - М., 1990.
11. Кузнецов Б.Г. История философии для физиков и математиков. - М., 1974.
12. Печенкин А.А. Закономерности развития науки. - М., 1995.
13. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. - М.: Республика, 1998.
14. Родный Н.И. Очерки по истории естествознания. - М.: Наука, 1975.
15. Спасский Б.И. Физика для философов. - М., 1989.

Узнать стоимость уникальной работы в компании Zaochnik.com

  • Самые низкие цены на рынке
  • 100% гарантия качества
  • Опыт работ более 10 лет
  • Официальный договор
  • Проверка на Антиплагиат
  • Соблюдения сроков
  • Соответсвие ГОСТу
  • Бесплатная доработка
  • Персональный менеджер

Исправьте, пожалуйста, информацию в отмеченных полях.

 
Название Тип Год сдачи Страниц ВУЗ, город Цена
Пространство и время Реферат 2006 14 Челябинск 500 Купить Заказать
оригинальную
Форма вселенной Реферат 2006 17 Челябинск 500 Купить Заказать
оригинальную
Ноосфера по Вернадскому Реферат 2007 17 Челябинск 500 Купить Заказать
оригинальную
Предмет, задачи и методы естествознания Реферат 2006 14 Кемерово 500 Купить Заказать
оригинальную
Особенности средневековых воззрений на природу Реферат 2005 19 Кемерово 500 Купить Заказать
оригинальную
Методология - основа формирования новых теорий, воззрения и принципов в естествознании Реферат 2007 18 МАЭУ 500 Купить Заказать
оригинальную
Ноосфера Реферат 2007 16 СФГА(Москва) 500 Купить Заказать
оригинальную
Образование Солнечной системы Реферат 2007 13 Ярославль 500 Купить Заказать
оригинальную
Чувственные формы познания и установление научного факта Реферат 2007 25 Государственный университет управления 500 Купить Заказать
оригинальную
Естественно-научное представление о зарождении живой материи Реферат 2007 17 ГУУ(Москва) 500 Купить Заказать
оригинальную